Египитские пирамиды, все секреты.

Вследствие превращения Фив в столицу Египта эпохи Среднего Царства, пантеон возглавил фиванский солярный культ Амона, который затем слился с Ра в синкретического Амона-Ра. Сонцепоклонницька реформа Эхнатона преподнесла временно солярный культ – на этот раз по имени Атон – на роль не просто общегосударственного – вселенского божества. Некоторые ученые высказывали мнение, что Египет в середине II тыс. до н. э из всех тогдашних ближневосточных цивилизаций благодаря присущей ему сильной политической централизации был наиболее готов к монотеистической реформы. Все же смелая реформа Эхнатона натолкнулась на непреодолимое препятствие – свойственный религии консерватизм и сопротивление влиятельного столичного жречества. «Вместо идею монотеизма подхватили и развили полукочевые семитские племена древних евреев, на определенный срок судьба свела с великой империей фараонов». В религиозной жизни страны все вернулось на круги своя – обесславлен фараоном-реформатором Амон вновь возглавил древнеегипетский пантеон.
Особое место в религиозно-мифологической культуре древних египтян занимал цикл мифов и ритуалов, связанных с богом подземного царства Осириса. Центральное святилище Осириса содержалось в Абидосе, однако его культ почитался во всех египетских Мономаха и в вассальных странах Восточного Средиземноморья.
Вера египтян в загробную жизнь была особенно устойчивой. В их воображении воскресала не только душа, но и тело, чтобы на этот раз существовать пожизненно. У каждого человека есть бестелесные души-двойники (Ка, Ба и другие). Покойник воскреснет на том свете, если они сольются со своей телесной оболочкой. Отсюда – обычай на-бальзамовуваты покойников и сооружать им монументальное вечное жилище – гробницу. На всякий случай египтяне ставили в специальной замурованной ниши гробницы статую покойника, в которую, если мумия не сохранится, могли вселиться Ка и Ба. Ученые считают, что стойкую веру египтян в воскресение души и тела могло породить прекрасное сохранение трупов в раскаленных песках пустыни (археологи нередко находят тела египтян, умерших задолго до изобретения способа бальзамирования.
Древние египтяне имели смутное представление о потустороннем мире. Он содержался где на западе, в Ливийской пустыне, в виде райских полей Иалу (от них, кстати, происходит название одной из красивейших улиц Парижа-Елисейские поля). На полях Иалу воскресшие отдыхают душой и телесно, потому что там нет ни врагов, ни соперников, поэтому нет необходимости вести постоянную борьбу за существование. Тот, кто попадает на них, ведет там привычный земной образ жизни – готовит землю под засев, выращивает хлеб и т.д. Не приходится ему надриваты силы на ирригационных работах, потому поля Иалу уже застроены каналами и дамбами. Тот, кто не горит желанием работать физически, может сидеть, сложа руки, только родственники не забыли положить в гробницу ушебти – глиняные статуэтки слуг, которые волшебным образом оживут и будут выполнять за сибарита-покойника всю черную работу.
В воображении староданих египтян жизнь и смерть – берега одной реки. Умереть – значит переселиться на другой берег реки. Свои дома египтяне строили на правом берегу Нила, а гробницы – на левом.
В Древнем Египте впервые появилась идея о воздаянии по делам человека, которая потом стала стержневой в мировых религиях. В 125-м разделе «Книги мертвых», составленной жрецами в эпоху Нового Царства, говорилось о суде Осириса. Озирис взвешивал на специальных весах душу покойника и пропускал ее на поля Иалу лишь в том случае, если на ней не висел груз ни одного из 42 смертных ирихив, иначе душу грешника тут же пожирала страшное чудовище Аммат. Однако высоконравственного идею об отмщении за дела человека египтяне исповедовали непоследовательно. В «Книге мертвых» находим советы, как можно обмануть Осириса и получить вечное блаженство несмотря всю тяжесть земных грехов. «Так были уничтожены высокие моральные достижения, – замечал по этому поводу египтолог, – и» Книга мертвых «свидетельствует одновременно и о их наличии, и об их печальной судьбе.
Дорого, очень дорого обошелся древним египтянам культ мертвых. Беспримерное в истории каменное строительство пирамид, скальных гробниц и храмов осуществлялось именно для нужд этого культа, о котором египтянин заботился мало не больше, чем о свою земную жизнь. В этом, по мнению египтологов, в значительной мере «задолжал» географический фактор, ведь «сама природа страны освободила египетский народ от многих затруднения, которые постигли другие народы, она же … повлияла и на его религиозные взгляды, которые заключались в том, что пребывание человека на земле быстротечна и преходящее, а настоящее, вечная жизнь наступает лишь после физической смерти.
Конечно, религиозная жизнь в Древнем Египте не было безоблачным, свободным от еретических учений, даже элементов религиозного скепсиса. Свидетельством этого стало появление таких свободомыслящих произведений, как «Песня арфиста» и «Беседа разочарованного со своей душой», в которых высказываются сомнения относительно посмертного воскресения и эпикурейскими призывы «жить по велению своего сердца», в свое удовольствие. Авторы этих произведений не противопоставляли религиозной мировосприятию свое понимание миропорядка, ограничившись лишь выпадами против отдельных аспектов официального вероучения.
С развитием египетской государственности религии отводилась специфическая роль – все больше удовлетворять идеологические потребности властных структур, о чем ярко свидетельствует совершенстве разработана жречеством система обожествления власти фараона и, разумеется, собственной власти, а также появление у древних египтян идеи о воздаянии по делам человека, Что было уже вмешательством в сферу социальной этики.
Религия и мифология древних египтян существенно повлияли на духовный мир других древних народов Передней АзГи, прежде схидносередземноморських. В частности, жители финикийского м. Библ чествовали культ Осириса, а древние евреи устраивали похороны на египетский лад, их племенной бог Яхве, как и египетский демиург Пта, создал мир с помощью божественного слова. Античный мир также испытал влияние египетской религии, особенно в плане чествования культа Изиды, храмы которой существовали в ряде городов Греции и Рима, а также в Галлии, Испании и Британии. Некоторые ученые считают, что и христианское учение о воскресении после смерти, о страшном суде, о Троице и т.д. также египетское происхождение.

PostScriptum:
Хотите разменять меньшую жилую площадь на большую с доплатой? Поможет вам обменять квартиры в Ижевске – риэлторская компания Иж Дома благодаря высококвалифицированному коллективу.

Другие статьи:

Опубликовано в: История

Метки:

Об авторе: Помешанный.

RSSКомментарии (0)

Ссылка на эту статью

Оставить комментарий